Сложный ЕГЭ по химии 2020

Единый государственный экзамен по химии 2020 года поверг школьников и репетиторов в шок. На формах, в пабликах, в чатах нарастают возмущения. Даже подготовили петицию. И не кому-нибудь, а самому Президенту.

Сложный ЕГЭ по химии 2020 1
 

Недавно пришли результаты экзамена – есть возможность проанализировать реальные работы.

Чем же все так недовольны? Как говорят у нас в медицине, разберем основные жалобы:

  1. Задания выходят за рамки школьной программы
  2. Новый тип задач – на атомистику
  3. ЕГЭ по химии рассчитан на профессиональных химиков
  4. Дети падали в обморок на экзамене, вызывали скорую
  5. Цитирую: “формулировки заданий были усложненными”, “не было шаблонов и заданий, к которым готовили детей”

Вы хочите пруфов? Их есть у меня! Вот выдержка из петиции:

Сложный ЕГЭ по химии 2020 2

Давайте рассмотрим жалобы, спокойно и без эмоций.

Задания выходят за рамки школьной программы

“Задание не помню, но оно было сложным и не по школьной программе”

Эта первая фраза, которую я услышал от учеников, вернувшихся с экзаменов. Но никто не смог привести конкретное задание.

Если вам попалось задание не по школьной программе, и вы его помните – напишите в комментариях.

Вот несколько “сложных” заданий, которые я отыскал в гневных комментариях:

Список веществ для заданий 30 и 31:

HNO3Cr2O3KClOFe(OH)2H2S

Что трудного в РИО или ОВР с этими веществами? Азотная кислота выходит за пределы школьной программы или сероводород?

В 35 задании испугались бензоата метиламмония:

Сложный ЕГЭ по химии 2020 3
  • Бензойную кислоту в школе проходят
  • Метиламин проходят
  • Взаимодействие аминов и кислот проходят

В чем проблема?

Новый тип задач – на атомистику

Во-первых, информация о заданиях на атомистику появилась задолго до экзамена.

Во-вторых, давайте разберемся, что значит “задача на атомистику”.

Это всего лишь еще один способ выразить процентное содержание веществ в смеси. Раньше была только массовая доля вещества, в прошлом году появилась растворимость, теперь атомистика.

Но эти новшества не меняют ход решения задачи. Закон сохранения массы тот же, слова “моль” и “молярная масса” не поменяли значения.

Просто плюс одна формула. И то не новая, а из восьмого класса.

Я впервые узнал, что существуют разные “типы задач”: на пластинку, на смеси и пр. на первом курсе, когда начал преподавать на курсах. Меня просветили ученики.

Раньше я всегда просто решал задачи, не задумываясь: “сейчас я решаю задачу на пластинку”.

Аналогия: дорога из дома в магазин, в школу и на дачу – это разные маршруты. Допустим, в магазин вы ходите пешком, в школу – на автобусе, а на дачу – на машине. Но вы не зубрите маршрут: “…потом я поворачиваю налево и прибавляю скорость…”

Все, что вам нужно – уметь ходить, уметь водить велосипед или машину и знать пункт назначения: “о Боже, это же новый тип маршрута – на парикмахерскую”.

ЕГЭ по химии рассчитан на профессиональных химиков

Посмотрите лекцию МГУ по органической химии для будущих профессиональных химиков. Читает профессор Лукашев Н.В.:

Уровень вуза на несколько голов выше заданий ЕГЭ 2020 года.

Профессиональные химики занимаются совсем другими задачами и изучают химию с других позиций.

Для профессионального химика важны:

  • условия реакций
  • в каком растворителе
  • катализаторы
  • механизм реакций
  • выход продукта
  • практическое применение реакции
  • препаративное значение
  • и множество других нюансов

Никаких особых знаний “профессиональных химиков” для решения заданий ЕГЭ не требуется.

Дети падали в обморок на экзамене, вызывали скорую

Это не говорит о сложности заданий. Это показатель низкой стрессоустойчивости.

Если сейчас дети падают в обморок от сложного задания на экзамене, то что с ними случится, когда произойдет что-то действительно страшное?

Психологически готовиться к экзамену тоже нужно. Для этого проводятся пробные ЕГЭ. После 9 класса можно порепетировать – сдать ОГЭ.

Никто не мешает ходить на олимпиады. Олимпиадные задания – прививка от страха сложных и нестандартных заданий.

Если человек морально не готов, то и стандартные задания ему покажутся сложными. Плохо ему станет не от заданий, а от обстановки и напряженной атмосферы.

Цитаты: “формулировки заданий были усложненными”, “не было шаблонов и заданий, к которым готовили детей” раскрывают причину проблемы

Причина недовольства и низких баллов – подготовка к шаблонным заданиям.

Вместо того, чтобы учить химию и понять ее законы, ребята учились решать шаблонные задания.

Вся их подготовка сводилась к нарешиванию вариантов без какой-либо системы и понимания.

Такой подход очень уязвим к изменению шаблона. Немного поменяли формулировку – и вы потерялись.

А выражение “усложненная формулировка” лишено смысла. Если вы разбираетесь в теме, то вам не важно в какой формулировке вас спросят:

  • Как вас зовут?
  • Назовите ваше имя
  • Представьтесь, пожалуйста
  • Что написано в вашем паспорте в графе “имя”?

Вы затрудняетесь ответить на эти вопросы? Нет, потому что, как говорят психиатры, ориентация в собственной личности у вас сохранена.

Смоделируем ситуацию. Сравните два задания:

Бромоводородная кислота – это водный раствор _______________
а. фтороводорода
б. хлороводорода
в. бромоводорода
г. иодоводорода
Нашатырный спирт – это водный раствор _______________
а. углекислого газа
б. аммиака
в. фосфина
г. нашатыря

Формулировка у них одинаковая. Первый вопрос – это то, по чему готовились ребята. Они сильно не вдавались в суть. А зачем? БРОМОВОДОРОДная кислота. Ответ в самом вопросе. Этого им было достаточно.

А на экзамене им попался второй вопрос. Они, следуя своему лайфхаку, выбирают “нашатырь”. Зачем учить химию, если есть способы отвечать на задания без понимания?

А верным ответом оказался аммиак (NH3). А нашатырь – это NH4Cl.

И что виноваты составители? Подсунули гады сложный вопрос, с хитринкой.

В этом году в ЕГЭ было очень много заданий с хитринкой. У тех, кто учил химию они вызвали затруднений. Попались те, кто учился механически выбирать ответ без понимания.

Изменился ли ЕГЭ по химии?

Да, изменился. Составители заданий учатся вместе с нами.

Все больше становится заданий на понимание и умение логически мыслить.

И все меньше заданий, на который можно ответить без понимания.

Хорошо это или плохо? Для тех, кто привык работать по шаблону и зубрить без понимания – плохо. Для тех, кто опирается на логическое мышление и умеет думать – хорошо.

Вузам и работодателям нужны вторые. Поэтому ЕГЭ оправдывает свое назначение.

А если вы не хотите логически мыслить, то зачем сдаете химию? В специальностях, на которые нужен ЕГЭ по химии, без логического мышления будет туговато.

Я надеюсь, что экзамен этого года начисто отобьет желание зубрить без понимания и говоря словами учеников “тупо нарешивать задания”. А смотивирует

Что вы думаете по этому поводу? Пишите в комментарии.